Сделки с недвижимостью

 

Все об ипотеке и приватизации, как грамотно купить, продать или обменять квартиру или дом. Новые налоги и пошлины.

     
 
 
 

Какие документы необходимо представить в отделение Росрегистрации?

В отделение Росрегистрации необходимо представить следующие документы:
— документ, удостоверяющий личность (паспорт);
— документ, подтверждающий право на участок;
— кадастровый план участка;
— квитанцию об уплате госпошлины;
— заявление о государственной регистрации права собственности на участок.
Если все перечисленные документы имаются в наличии, тогда в течение месяца после подачи документов вы получите свидетельство.


На словах процедура выглядит несложно. Что же касается практики, то не всегда все проходит гладко: чтобы получить необходимые документы, приходится посещать инстанции и тратить деньги.
Вот типичные ситуации, связанные с оформлением земли.
1. Документы на участок есть, но право собственности в них не указано.
У многих дачников есть документы, подтверждающие выдачу им участка. Но в них не указано право собственности. Вот какие справки старого образца можно подавать напрямую в Росрегистрацию:
— акты (решения, распоряжения) о предоставлении земельного участка в пожизненное наследуемое владение или в постоянное (бессрочное) пользование;
— свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения или о праве постоянного (бессрочного) пользования;
— выписки из похозяйственных книг на земельный участок в сельском населенном пункте (выдаются и заверяются местным органом власти — поселковым советом, местной администрацией);
— акт о предоставлении участка, в котором не указан вид права на землю.
Владельцам таких документов повезло: процедура регистрации будет довольно короткой. Нужно будет только заплатить пошлину и написать заявление, а также получить кадастровый план. Процесс будет выглядеть так:
1. Получение кадастрового плана (об этом см. ниже).
2. Подача документов (паспорта, документа, подтверждающего право на участок, квитанции и заявления) в территориальный орган Росрегистрации.
3. Получение свидетельства.
2, Документов нет, участок — в дачном объединении.
В советские времена земля под дачи выделялась целым предприятиям или организациям, а они уже распределяли наделы земли между своими сотрудниками. Такие дачники создавали дачные объединения (кооперативы или товарищества) и в лучшем случае получали документ о членстве в этом объединении (книжку садовода). Никаких других документов на участок не выдавалось. Вопреки распространенному заблуждению, книжка садовода прав на участок не подтверждает. Придется сначала пройти процедуру приватизации, т.е. бесплатно приобрести этот участок в свою собственность, чтобы впоследствии зарегистрировать его.
Последовательность действий выглядит так:
1. Дачник самостоятельно, в произвольной форме, готовит описание местоположения границ участка: подробно описывает его границы, площадь, близлежащие постройки или территории (например, участок, дом соседа, лес, дорога).
2. Правление товарищества или кооператива выдает заключение, которым подтверждается, что участок действительно закреплен за дачником, а составленное им описание соответствует действительности.
3. В территориальный орган местного самоуправления (обычно — в райцентре) подается заявление о приобретении участка в собственность, прилагаются описание местоположения границ участка и заключение правления.
4. Если ранее ни один из членов вашего дачного объединения не обращался с заявлением о предоставлении участка в собственность, местная администрация вправе запросить дополнительно две справки:
— копию документа, который подтверждает права на землю самого товарищества, заверенную правлением (в самом правлении и выдается);


— выписку из реестра юридических лиц, подтверждающую, что ваше товарищество действительно существует (выдается территориальным отделением налоговой инспекции).
5. В двухнедельный срок после подачи документов дачник получает решение о предоставлении участка в собственность.
6. Получение кадастрового плана участка.
7. Обращение в Росрегистрацию за получением свидетельства.
3. Документов на участок нет, участок приобретался индивидуально (скажем, семья давно владеет домом в деревне или участок выдавался некогда местными властями как личное подсобное хозяйство, но документальных подтверждений нет).
Для начала нужно поискать хоть какие-то справки, дающие вам основания для пользования участком: может, вы давным-давно купили этот дом в деревне или его купили ваши родственники, а потом подарили вам или передали по наследству? Хоть что-то, связанное с биографией куска земли, должно остаться в семейных архивах — договор купли-продажи, дарственная, свидетельство о праве на наследство. Нередко случается, что на дом документы есть, а на участок — нет. Тут действуют правила статьи 36 Земельного кодекса: тот, кто владеет домом, стоящим на земельном участке, имеет право оформить этот участок в собственность. Итак, с теми документами, что «накопали» в домашних архивах, или с пустыми руками, если ничего не нашлось, — обращаемся в местный орган власти (чаще всего это поселковый совет, где должны быть записи об истории пользования вашим участком). Вам выдадут некий прелиминарный документ, служащий основанием для приватизации.


В данной ситуации последовательность действий будет выглядеть так:
1. Дачник самостоятельно готовит описание местоположения границ участка (как указано выше).
2. Описание подается на утверждение в орган местного самоуправления (поселковый совет) вместе с найденным вами документом, подтверждающим ваши права, и заявлением об утверждении границ.
3. Через месяц местная администрация подготовит проект границ участка. На его основании она же в течение двух недель проведет приватизацию (принимает решение о предоставлении участка в собственность).
4. Получение кадастрового плана участка.
5. Обращение в Росрегистрацию за получением свидетельства (как в предыдущей таблице).


Сделки с недвижимостью - 2010
|